Пашкевич В.И. ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Государственное учреждение образования «Средняя школа №111 г. Минска»

Аннотация
Включение ИКТ - компонента в учебный процесс изменяет роль средств обучения, используемых при преподавании различных дисциплин, в результате изменяет саму учебную среду. В центре обучения оказывается сам обучающийся - его мотивы, цели, его психологические особенности.  Использование ИКТ-компонента на уроках приводит к активации умственной деятельности, формирует положительную мотивацию у большинства учащихся к этим занятиям.

      The inclusion of ICT - component in the educational process alters the role of training used in the teaching of different disciplines, as a result of changes the learning environment itself. In the center of learning is the student himself - his motives, goals, his psychological characteristics. The use of ICT - component in the classroom leads to the activation of mental activity, generates positive motivation for most students in these classes.
Наша школа № 111 г. Минска была открыта 1 сентября 2006 года и сразу приняла детей с особыми образовательными потребностями.
Среди убеждений и ценностей, которыми мы дорожим сегодня и намерены развивать в будущем, ключевыми являются уважение к личности ребёнка, готовность к саморазвитию и инновационным преобразованиям,  сотворчество и сотрудничество всех участников образовательного процесса, тесное взаимодействие с социумом. Эффективность интегрированного обучения строится на партнёрстве родителей, педагогического коллектива школы и самих учащихся.
 Мы считаем, что применение ИКТ-компонента в учебном процессе позволит увеличить объём информации, сообщаемой ученику на уроке, более активно по сравнению с обычными занятиями организовать познавательную деятельность, воздействовать на такие психологические процессы, как восприятие, мышление, запоминание, усвоение информации.  
         Одной из приоритетных задач системы специального образования на протяжении последних лет является обеспечение равного доступа к получению качественного образования детьми с ограниченными возможностями. При этом, оказавшись в равных условиях, учащиеся с особенностями развития имеют разные возможности. Задача учреждения образования – организовать образовательный процесс таким образом, чтобы учащиеся с особенностями не почувствовали себя в чёт-то ущербными. У таких ребят чаще преобладает слуховое восприятие, снижен темп учебной деятельности, поэтому работа на уроке не соответствует темпу  класса. Дети с особенностями очень болезненно реагируют на неуспех. Повышенная тревожность отражается на качестве знаний.
В школе функционирует 8 классов интегрированного обучения и воспитания. В них обучается 18 учащихся с особенностями психофизического развития, из них 7 учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, которые нуждаются в особенной организации образовательного процесса.
            С 2013 года наша школа является ресурсным центром в области специального образования по направлению «Интегрированное обучение и воспитание». Необходимость использования условий ресурсного центра  обосновывается и тем фактором, что учащиеся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата выезжают на реабилитацию, причём не только в пределах республики, но и в другие страны. Они отсутствуют длительное время, и отставание в учёбе остро ощущается. Чтобы решить эту проблему, мы используем дистанционную форму обучения: это и размещение заданий в программе «MOODLE», и использование доступного общения в контакте, и проведение учебных занятий в режиме on-line.  В школе 4 педагогических работника: 2 -  на I ступени  и   2  учителя-предметника (русский язык и математика) на  II ступени общего среднего образования создали классные  блоги, что способствует быстрому информированию родителей и учащихся, активному включению в образовательный процесс,   тесному взаимодействию с родителями учащихся.
 Достаточно активно внедряются в управленческую деятельность и в образовательный процесс информационные технологии. Проводится серьёзная работа по созданию материально-технической базы, соответствующей требованиям учебного заведения и его задачам. В школе функционирует Ethernet (постоянный доступ высокоскоростного интернета),   который даёт возможность объединить все учебные кабинеты в локальную сеть школы и подключить их к выходу в интернет (в настоящее время разрабатывается проект модернизации и подключения всех учебных кабинетов).
.      Кроме того, к началу этого учебного года  два кабинета обеспечены высокоскоростным выходом в Интернет (2 Мбит/с) для проведения высококачественной on-line трансляции уроков для ребят временно отсутствующих  на занятиях.
         Мы опробовали возможности дистанционного обучения в системе «MOODL» при обучении учащихся с ОПФР математике, в новом учебном году  список предметов  расширяется:   включается русский и белорусский языки, химия и физика. Приобретено необходимое интерактивное оборудование.
           Все педагогические работники нашего учреждения образования, осуществляющие образовательный процесс в классах интегрированного обучения и воспитания, имеют сертификат пользователя информационных технологий.

Литература

  1. Машбиц, Е.Н. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения / Е.Н. Машбиц. - М.: Педагогика, 1988.- 187 с.
  2. Сергиенкова, В.В. Управляемая  самостоятельная  работа  студентов/В.В.Сергиенкова. –Мн.: РИВШ. – 2004. -132 с.
  3. Тавгень, И.А. Дистанционное обучение: опыт, проблемы, перспективы / И. А. Тавгень. - Мн.: БГУ, 2003. - 218 с.
  4. Хуторской, А.В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению/А.В.Хуторской. – М.: ИОСО РАО, 2000.-156 c.
  5. Каржаницкая,Т.И. Дистанционное обучение/Т.И. Каржаницкая// Беларуская думка. – 2008. - № 3. -С. 131-134.
  6. Любажин,  А.  Дистанционное  обучение:  технологии  и  перспективы/А.Любажин// Народное образование. – 2003. - № 6 – С. 89-92.
  7. Полат, Е. Дистанционное обучение/Е.Полат // Народное образование. 2003. - № 4 – С. 115-118.




Комментариев нет:

Отправить комментарий