Квест? Нет веб-квест!

В настоящее время большинство учащихся свободно пользуются современными информационными технологиями. Девайсы стали неотъемлемым атрибутом учащихся уже в начальных классах. Грамотное  их использование в образовательном процессе  позволяет упростить процесс поиска информации, её обработки и предоставления в различных презентационных формах.  
Наиболее приемлемой формой организации проектной деятельности  с использованием информационно-коммуникационных технологий  во внеурочное время,  мы считаем создание и проведение веб-квестов.
Итак, что же такое “Квест”, “Веб-квест”? Квесты (от английского слова “quest”  – “поиск”) – это разновидность заданий, требующих от ребенка решения определенного рода задач для продвижения по проекту. Веб-квест- это увлекательная игра для команды из нескольких человек, где задания для выполнения  размещены в сети Интернет (сайт, блог или “Живой журнал”) и охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему.
Работа учащихся в таком варианте проектной деятельности, как веб-квест,вносит разнообразие в  учебный процесс, делает его живым и интересным.
А полученный опыт принесет свои плоды в будущем, потому что при этом развивается ряд компетенций:
     информационных (умение ориентироваться в информационных потоках, навык выделения в них главного и необходимого; владение навыками использования информационных устройств; применение для решения учебных задач информационных и телекоммуникационных технологий: аудио и видеозапись, электронная почта, Интернет; оформление результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов, флеш-роликов, баз данных и т.д.);
     учебно-познавательных (умение ставить цель и организовывать её достижение, умение пояснить свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор)
     Социокультурные компетенции (умение работать в команде, осуществлять планирование, распределение функций, организовывать взаимопомощь, взаимоконтроль);
     Коммуникативные компетенции (умение представить себя устно и письменно; владение способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступление с устным сообщением, умение задать вопрос, корректно вести учебный диалог)
Наиболее важным моментом для педагогов в организации данной работы, является понимание и применение дидактических требований.  От учащихся требуется активность, желание и самостоятельность, а учитель в свою очередь стимулирует положительное отношение  к познанию в данном формате взаимодействия.
Приведем примеры некоторых веб-квестов.
Это “Путешествие Незнайки в неизведанную галактику Интернет”. Данный веб-квест направлен на  решение проблемы безопасной, корректной и комфортной работы в сети;
 “Мы такие разные, но мы такие кл@ссные, мы - толерантные!”. Реализуя веб-квест, мы познакомили учащихся с принципами толерантности, включающих уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности, гармонию в многообразии;
“В поисках Деда Мороза”. Накануне новогодних праздников ребята демонстрировали свои творческие способности, а онлайн-голосование выявило самых талантливых и креативных;
            “В мире профессий” Посвящен знакомству с разнообразием специальностей, поиску своего любимого занятия.
“Загадки волшебного клубочка”. Выполняя задания сказочного героя “Волшебного клубочка”, учащиеся познакомились с предприятиями Ленинского района столицы, спортивными достижениями, культурными традициями, узнали  о вкладе жителей в процветание и развитие нашей страны, а также получили представление об образовательном  геокешинге, а также составили  маршрут игры “геокешинг + фотоквест” с различными заданиями.
“Моя любимая игрушка”. Знакомясь с игрушками своих родителей, семейными традициями, ребята создали коллекцию видеофильмов.
Более подробную информацию вы найдёте на страничках наших  блогов классов.
Мы хотим устремить ваш взгляд на реализуемые в этом учебном году веб-квесты.
1 сентября 2015 года прошёл первый урок на тему "На цябе, наша моладзь, надзея!". Нам, творческим учителям, недостаточно было провести урок в обычном формате, поэтому мы выбрали именно форму веб-квест. Тем более, что  летом состоялось виртуальное  знакомство с учителем из ГУО "Средней школы 15 г. Гомеля" Людмилой Ивановной  Четвертковой. Нами было решено провести совместное сетевое мероприятие в рамках первого урока “Шагая по родным просторам” в формате веб-квеста. Адрес в Интернете http://belarus-rodina.weebly.com/
В течении 10 дней учащиеся наших классов выполняли задания веб-квеста.  Мы стремимся расширить границы общения между ребятами из разных уголков нашей страны; познакомить учащихся с достопримечательностями Беларуси; показать красоту нашего края.
Первым этапом было создание совместной презентации, где собрались команды из каждого класса. Дети придумали название команды, девиз. Создали видео послание, которое разместили на страничке совместной презентации “Давай дружить”. Викторина по городам Минску и Гомелю выполнялась каждым индивидуально. Чтобы ответить на вопросы, учащимся необходимо было воспользоваться своими знаниями или найти энциклопедические  сведения о данных городах. Дальнейшая работа так же проводилась в формате совместной онлайн работы, т.е. каждая команда в своём городе работала над совместными документами (создавала совместный электронный продукт).            Общими усилиями участниками были созданы онлайн доски “Селфи “Моя малая Родина”, где учащиеся не только опубликовали свои фотографии, но и написали мини-сочинения о своей любимой стране. На этом же этапе для ознакомления был предоставлен материал о правилах съёмки селфи. Следующим заданием стала "фото охота" на знаковые  места:  памятники, музеи, библиотеки, достопримечательности. Ребятам было предложено внимательно рассмотреть памятные места г.Минска и г.Гомеля,т.к. в итоговой викторине был использован именно материал, опубликованный самими детьми.  Кульминацией данного мероприятия стала очная встреча с группой детей и учителем из г.Гомеля, которые приехали к нам на поезде 11 сентября. Заключительная часть веб-квеста “Шагая по родным просторам.Минск-Гомель” прошла в пять этапов, каждый из которых оценивался жюри.  Первый - это личное знакомство с участниками и самопрезентация команды.  Второй - выполнение интерактивных заданий: флеш-карточек “Угадай достопримечательности Минска и Гомеля”. На следующем этапе участники окунулись в мир Lego. Кто-то конструировал Национальную библиотеку, кто-то Площадь Победы...Программа нашей встречи была очень насыщенной! Далее была предоставлена возможность детям проявить смекалку и находчивость. Необходимо было угадать загадки  и  собрать пазлы- раскраски на тему “Предприятиям Республики Беларусь  и выпускаемой ими продукции”. Заключительный этап был посвящён подведению итогов и награждению участников.
Воодушевлённые данной работой и активностью наших подопечных, мы организовали клуб “СОВА”, целью которого стало вовлечение большего количества учащихся в сетевое взаимодействие, знакомство с образовательными возможностями сети Интернет, обучение навыкам сотрудничества и освоение сервисов Web 2.0.
Каждый класс знакомится историческим и природным наследием совершая выездные экскурсии. Нам тоже важно, чтобы наши учащиеся знали об историческом наследии нашей страны. В начале октября состоялась экскурсия в древний  город Заславль. Экскурсовод познакомил с историческим прошлым, ….
Для того, чтобы более прочно закрепить знания в памяти учащихся был создан новый веб-квест - теперь уже в рамках уже проекта “Шагая по родным просторам”---”Путешествуя по Беларуси. Заславль”. Каждый участник поделился своими впечатлениями об экскурсии в совместной презентации, ответил на вопросы заочной викторины. А на очной части, заключительном этапе, для выполнения каждого задания учащимся необходимо было расшифровать QR-код, найти тайник с заданиями, создать кластер и выполнить интерактивное задание.
Использование в педагогической практике веб-квеста способствует повышению мотивации к самообучению у учащихся, формированию новых компетенций, реализация креативного потенциала, повышение личностной самооценки, развитие невостребованных в учебном процессе личностных качеств, а творческий процесс преобразования информации из разных источников даёт основу прочных знаний.
Литература:
1. Андреева, М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2004
 2. Быховский, Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99"

3. Николаева, Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся //Вопросы Интернет-образования.- 2002.- № 7 

Комментариев нет:

Отправить комментарий