Учимся взаимодействовать виртуально и реально!

                 Что касается современных технологий, 
то они, безусловно, угрожают человечеству,
 но проклинать их не следует, 
ибо без них будет ещё хуже.
                                                                    С. Лем.

                В настоящее время быстрыми темпами идет развитие информационного общества, которое связано с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную общеобразовательную школу. Поэтому, наше образовательное учреждение, как носитель  культуры и знаний, так же не может оставаться в стороне. Речь идет об использовании информационно-коммуникационных технологий педагогами, для повышения эффективности образовательного процесса и взаимодействие с родителями, а компьютер, мультимедийные формы, как инструменты для обработки информации, стали мощными техническими средствами обучения. Это позволяет вывести образование на качественно новый уровень.
 Реалии современного мира требуют выстраивания диалога школы и семьи, диалога на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи, что подразумевает создание единого пространства развития каждого ребенка.  Основная задача классного руководителя в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер.  Социальные сети, Интернет-документы, программы для дистанционных коммуникаций, совместной деятельности, форумы, блоги, Wiki - все это активно используется современными родителями, школьниками и они заинтересованы в том, чтобы выстраивать отношения со школой на основе современных технологий, в формате Интернет-коммуникаций.
При общении с семьями с течением времени  все отчетливее проявлялась потребность в трансляции положительного педагогического опыта, обмене идеями, в обсуждении появляющихся проблем, которые можно организовать с применением развивающихся информационно-коммуникационных технологий.  В рамках электронной почты становилось тесно. Что может в данной ситуации предложить родителям классный руководитель? В 2013-2014 учебных  годах был предложен родителям новый вид взаимодействия – блог класса   Тихоновецкой И.П. (http://ingapetrovnaz.blogspot.com.by/), Ворониной Л.А. (http://moipervoklassniki.blogspot.com.by/) и Зорич Т.А. (http://tatjnaaleksz.blogspot.com.by).
Возможности сетевого взаимодействия с применением блога поистине широки:
1. информационная поддержка учебного процесса,
2. внеклассная работа,
3. публикация творческих работ,
4. обеспечение обратной связи с учащимися и родителями,
5. формирование культуры общения в сети,
6. своевременное информирование родителей о происходящих в классе событиях,
7. формирование ИКТ-компетенции учащихся и родителей,
8. размещение полезных ссылок для учащихся и родителей.
В рамках блога разработаны и нашли отражение следующие проекты:
 -  «Новости класса» -  анализ происходящего в жизни класса, возможность поделится эмоциями.
 -  «Родительская страничка» или «Узелки на память» - полезные ссылки для родителей, интересующихся проблемами воспитания детей.
-  «Домашнее задание онлайн».
 -  «Аудио кабинет по чтению»- где собраны аудиофайлы для использования на уроках и дома.
 -  «Научно-исследовательские работы наших учеников» и другие.  
Общение педагогов с родителями всегда было и остается противоречивым и многогранным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия. Для того,  чтобы при общей занятости нашлось время для взаимодействия, его надо специально организовывать. В данной статье не хотелось бы уделять много времени на раскрытие традиционных форм и методов работы с родителями, а остановиться на нетрадиционных интерактивных  инновационных формах.
Уже устарела форма общения школы и семьи в виде стандартных родительских собраний, они, как правило, представляют собой монолог педагога.  Хотелось бы изменить такое положение так, чтобы родители не просто выступали в роли пассивных слушателей, а проявляли активность, делились опытом воспитания, давали советы, строили общение.  Использование  интерактивных  методов позволяет решить несколько психолого-педагогических задач. Прежде всего,   интерактивные  методы ставят родителей в активную позицию. В обычной ситуации сделать это достаточно сложно: призывы учителя «высказать свое мнение», «предложить свои варианты», как правило, остаются безрезультатными. Многим родителям трудно проявить себя в ситуации традиционного родительского собрания, где ведущую роль играет педагог.   Интерактивные  методы позволяют сделать родителей активными участниками, в результате чего они начинают вести себя принципиально иначе. Такие методы ломают традиционные стереотипы родительского собрания: оно становится   особым пространством, наделенным специфическим смыслом и содержанием.  Учитель, организующий оригинальные, непривычные мероприятия, вызывает уважение и интерес. Интерактивные  методы выполняют и диагностическую функцию: с их помощью проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и страхи, причем, поскольку их диагностическая направленность для родителя неочевидна, то можно получить информацию, на которую значительно меньшее воздействие оказывает фактор социальной желательности.
Да, к применению данного вида работы необходимо затратить больше времени, но это нивелирует недостатки обычного родительского собрания, а для того, чтобы применение активных методов на родительском собрании было эффективным, необходимо учитывать некоторые условия:
- Обеспечить безопасность участников.
- Заинтересовать родителей.
- Организовать пространство. Обязательно нужно изменить расстановку парт в школьном классе (благодаря одноместным партам это легко сделать).
- Предупредить родителей заранее. Сообщить о том, что на собрании будут применяться новые  формы   взаимодействия.
- Выбрать оптимальное время на родительском собрании для применения активных форм взаимодействия .Время это обычно ограничивается 20-30 минутами.
В начале учебного года проводятся классные собрания, посвященные использованию интернет сервисов во взаимодействии школы и семьи. Родители убеждаются  в важности и необходимости этой групповой работы. Самым главным был именно этот мотивирующий и организационный момент, были определены основные скрепы: обмен сообщениями между родителями и классным руководителем, обмен документами между школой и семьей , оповещение об определенных событиях, обмен данными между приложениями.
Каковы же основные цели использования электронных  оповещений в  ClassDojo, страниц блога в работе классного руководителя? Было проведено анкетирование родителей, которые дали такую оценку целей использования групповой рассылки по десятибалльной шкале:

Данные о посещаемости страниц блога в неделю (в процентах)
 Использование блога  предоставляет возможность познакомиться с особенностями образовательно – воспитательного процесса в школе, нормативно – правовой базой организации, общешкольными традициями; узнать последние новости; обменяться опытом работы с коллегами; дать рекомендации родителям по вопросам воспитания и развития детей и многое другое. Так же на блоге классный руководитель  размещает не только текстовый материал, но и фотографии и видео материалы по итогам проведения воспитательных и образовательных  мероприятий.
Следующим новым методом работы с учащимися и родителями являются интернет-консультации. Часто у родителей нет времени (в силу занятости на работе) прийти в школу для получения своевременной информации о жизни класса и школы, где большую часть дня проводят их дети. Классный руководитель  посредством сообщений в ресурсе ClassDojo общается с родителями в режиме онлайн, так как это приложение стало доступно и в мобильном приложении.  Интернет-консультацией может воспользоваться и ученик. Он может предупредить о болезни, попросить помощи в изучении учебного материала (если он болен) – в данном случае это снижает отставание в учебе часто болеющих детей.
Использование Интернет-технологий позволяет сделать деятельность школы видимой, открытой для родителей, увеличить оперативность взаимодействия родителей и школы, предоставить услугу дистанционного взаимодействия участников образовательного процесса, позволяет  реализовывать Интернет-проекты для родителей и семей,  открывать новые формы работы с родителями, которые раньше не были возможны.
Одной из такой новой формы является проведение Интернет - акций для родителей. Социальная акция –понятие не новое. Данный термин активно употребляется в обществе в контексте организации специальной деятельности, имеющей целью привлечь внимание к определенной проблеме, желательному способу деятельности и т.д. Особенностью социальных акций в школе является то, что участники включатся в выполнение простых действий, составляющих единое целое, которые в конечном итоге и должны привести к достижению целей. Говоря о характеристиках акции можно отметить:
 - Наличие идеи/проблемы, к которой привлекается внимание;
 - Наличие креативного простого способа, с помощью которого привлекается внимание к проблеме;
 - Наличие конечного продукта;
 - Наличие ограничения по срокам и кратковременный характер мероприятия;
 - Простота действий и одновременно емкость, насыщенность мероприятия;
 - Добровольность участия.
С помощью акции можно быстро, емко ненавязчиво донести до большого количества родителей нужную идею, привлечь внимание к проблеме, она позволяет транслировать позитивный ценностный ряд и ненавязчиво задавать ориентиры.  Акции относятся к технологиям непрямого обучения, когда родители участвуют в мероприятии добровольно, а цели достигаются за счет того, что они сами открывают для себя новые знания, делают выводы, присваивают ценности, включившись в специально организованную деятельность в специальной среде. При этом родители сами определяют меру своего участия в акции.
Так, в 2015-2016 учебном году в нашей школе учителями, активно использующими средства информационных технологий,  была запущена акция «Секреты воспитания», в рамках которой уже прошли следующие мероприятия:  «Мой ребенок готов к школе»,  оформляется онлайн доска «После уроков». Запланированы самостоятельные  Интернет-мероприятия для родителей: квест «У кого кулак больше», акция  «Мостик из слов», виртуальная гостиная «Мы –классные родители», мастерская интересных находок для родителей «Чудеса в лукошке».  Итогом акции станет разработка и опубликование методических  рекомендаций «Копилка чудес »для родителей и для педагогов школы.
Наши родители принимают активное участие  в проектной деятельности, разрабатывая и реализуя семейные мини-проекты;
-  создают  презентации,  семейные  электронные  газеты  собственных  семейных  ресурсов  в  развитии
личности ребенка;
-  при  помощи  фото  и  видеоаппаратуры  создают  для  детей  слайд-шоу  и  видеофильмы  о  прошедших
мероприятиях.
Благодаря этой акции родители актуализируют свои потребности общения с детьми, узнают  подробнее о причинах и способах решения трудных ситуаций, возникающих при воспитании, анализируют собственные ошибки воспитания и находят пути их преодоления, делятся  приёмами воспитания, осваивают  новые практики взаимодействия с ребенком и пытаются увидеть своего ребенка с другой стороны.
Таким образом, использование социальных Интернет-акций в работе с родителями может рассматриваться в качестве новой эффективной практики повышения родительской компетентности.

У  себя  в  классах  мы  создали  такие  условия  для  взаимодействия  с  родителями,  которые  позволили  нам убрать  слово «должны» и мы с полной уверенностью можем сказать,  что наши  родители  являются  активными  участниками  педагогического  процесса  не  только  класса,  но  и школы.
Автор Зорич Т,А.

Комментариев нет:

Отправить комментарий