то они,
безусловно, угрожают человечеству,
но проклинать их не следует,
ибо без них
будет ещё хуже.
С. Лем.
В настоящее время быстрыми темпами
идет развитие информационного общества, которое связано с доступностью
информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации.
Как показывает практика, без
новых информационных технологий уже невозможно представить современную
общеобразовательную школу. Поэтому, наше образовательное учреждение, как
носитель культуры и знаний, так же не
может оставаться в стороне. Речь идет об использовании
информационно-коммуникационных технологий педагогами, для повышения
эффективности образовательного процесса и взаимодействие с родителями, а
компьютер, мультимедийные формы, как инструменты для обработки информации,
стали мощными техническими средствами обучения. Это позволяет вывести
образование на качественно новый уровень.
Реалии современного мира требуют выстраивания
диалога школы и семьи, диалога на основе сотрудничества, содружества,
взаимопомощи, что подразумевает создание единого пространства развития каждого
ребенка. Основная задача классного
руководителя в организации взаимодействия с родителями - активизировать
педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный,
общественно значимый характер. Социальные
сети, Интернет-документы, программы для дистанционных коммуникаций, совместной
деятельности, форумы, блоги, Wiki - все это активно используется современными
родителями, школьниками и они заинтересованы в том, чтобы выстраивать отношения
со школой на основе современных технологий, в формате Интернет-коммуникаций.
При общении с семьями с течением
времени все отчетливее проявлялась
потребность в трансляции положительного педагогического опыта, обмене идеями, в
обсуждении появляющихся проблем, которые можно организовать с применением
развивающихся информационно-коммуникационных технологий. В рамках электронной почты становилось тесно.
Что может в данной ситуации предложить родителям классный руководитель? В
2013-2014 учебных годах был предложен родителям
новый вид взаимодействия – блог класса Тихоновецкой И.П. (http://ingapetrovnaz.blogspot.com.by/),
Ворониной Л.А. (http://moipervoklassniki.blogspot.com.by/) и Зорич Т.А. (http://tatjnaaleksz.blogspot.com.by).
Возможности сетевого взаимодействия с применением блога
поистине широки:
1. информационная поддержка учебного процесса,
2. внеклассная работа,
3. публикация творческих работ,
4. обеспечение обратной связи с учащимися и родителями,
5. формирование культуры общения в сети,
6. своевременное информирование родителей о происходящих в
классе событиях,
7. формирование ИКТ-компетенции учащихся и родителей,
8. размещение полезных ссылок для учащихся и родителей.
В рамках блога разработаны и нашли отражение следующие
проекты:
- «Новости класса» - анализ происходящего в жизни класса,
возможность поделится эмоциями.
- «Родительская страничка» или «Узелки на
память» - полезные ссылки для родителей, интересующихся проблемами воспитания
детей.
- «Домашнее задание
онлайн».
- «Аудио кабинет по чтению»- где собраны
аудиофайлы для использования на уроках и дома.
- «Научно-исследовательские работы наших учеников»
и другие.
Общение педагогов с родителями
всегда было и остается противоречивым и многогранным вопросом. Одна из сторон
этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия. Для того, чтобы при общей занятости нашлось время для
взаимодействия, его надо специально организовывать. В данной статье не хотелось
бы уделять много времени на раскрытие традиционных форм и методов работы с
родителями, а остановиться на нетрадиционных интерактивных инновационных формах.
Уже устарела форма общения школы
и семьи в виде стандартных родительских собраний, они, как правило, представляют
собой монолог педагога. Хотелось бы
изменить такое положение так, чтобы родители не просто выступали в роли
пассивных слушателей, а проявляли активность, делились опытом воспитания,
давали советы, строили общение. Использование
интерактивных методов позволяет
решить несколько психолого-педагогических задач. Прежде всего, интерактивные методы ставят родителей в активную позицию. В
обычной ситуации сделать это достаточно сложно: призывы учителя «высказать свое
мнение», «предложить свои варианты», как правило, остаются безрезультатными.
Многим родителям трудно проявить себя в ситуации традиционного родительского
собрания, где ведущую роль играет педагог.
Интерактивные методы позволяют
сделать родителей активными участниками, в результате чего они начинают вести
себя принципиально иначе. Такие методы ломают традиционные стереотипы
родительского собрания: оно становится
особым пространством, наделенным специфическим смыслом и содержанием. Учитель, организующий оригинальные,
непривычные мероприятия, вызывает уважение и интерес. Интерактивные методы выполняют и диагностическую функцию: с
их помощью проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и страхи,
причем, поскольку их диагностическая направленность для родителя неочевидна, то
можно получить информацию, на которую значительно меньшее воздействие оказывает
фактор социальной желательности.
Да, к применению данного вида
работы необходимо затратить больше времени, но это нивелирует недостатки
обычного родительского собрания, а для того, чтобы применение активных методов
на родительском собрании было эффективным, необходимо учитывать некоторые
условия:
- Обеспечить безопасность
участников.
- Заинтересовать родителей.
- Организовать пространство.
Обязательно нужно изменить расстановку парт в школьном классе (благодаря
одноместным партам это легко сделать).
- Предупредить родителей заранее.
Сообщить о том, что на собрании будут применяться новые формы
взаимодействия.
- Выбрать оптимальное время на
родительском собрании для применения активных форм взаимодействия .Время это
обычно ограничивается 20-30 минутами.
В начале учебного года проводятся
классные собрания, посвященные использованию интернет сервисов во
взаимодействии школы и семьи. Родители убеждаются в важности и необходимости этой групповой
работы. Самым главным был именно этот мотивирующий и организационный момент,
были определены основные скрепы: обмен сообщениями между родителями и классным
руководителем, обмен документами между школой и семьей , оповещение об
определенных событиях, обмен данными между приложениями.
Каковы же основные цели
использования электронных оповещений в ClassDojo, страниц блога в работе классного руководителя? Было
проведено анкетирование родителей, которые дали такую оценку целей
использования групповой рассылки по десятибалльной шкале:
Данные о посещаемости страниц блога в неделю (в процентах)
Использование блога предоставляет возможность познакомиться с
особенностями образовательно – воспитательного процесса в школе, нормативно –
правовой базой организации, общешкольными традициями; узнать последние новости;
обменяться опытом работы с коллегами; дать рекомендации родителям по вопросам
воспитания и развития детей и многое другое. Так же на блоге классный
руководитель размещает не только
текстовый материал, но и фотографии и видео материалы по итогам проведения
воспитательных и образовательных мероприятий.
Следующим новым методом работы с
учащимися и родителями являются интернет-консультации. Часто у родителей нет
времени (в силу занятости на работе) прийти в школу для получения своевременной
информации о жизни класса и школы, где большую часть дня проводят их дети. Классный
руководитель посредством сообщений в
ресурсе ClassDojo общается
с родителями в режиме онлайн, так как это приложение стало доступно и в
мобильном приложении. Интернет-консультацией
может воспользоваться и ученик. Он может предупредить о болезни, попросить
помощи в изучении учебного материала (если он болен) – в данном случае это
снижает отставание в учебе часто болеющих детей.
Использование Интернет-технологий
позволяет сделать деятельность школы видимой, открытой для родителей, увеличить
оперативность взаимодействия родителей и школы, предоставить услугу
дистанционного взаимодействия участников образовательного процесса,
позволяет реализовывать Интернет-проекты
для родителей и семей, открывать новые
формы работы с родителями, которые раньше не были возможны.
Одной из такой новой формы
является проведение Интернет - акций для родителей. Социальная акция –понятие
не новое. Данный термин активно употребляется в обществе в контексте организации
специальной деятельности, имеющей целью привлечь внимание к определенной
проблеме, желательному способу деятельности и т.д. Особенностью социальных
акций в школе является то, что участники включатся в выполнение простых
действий, составляющих единое целое, которые в конечном итоге и должны привести
к достижению целей. Говоря о характеристиках акции можно отметить:
- Наличие
идеи/проблемы, к которой привлекается внимание;
- Наличие креативного
простого способа, с помощью которого привлекается внимание к проблеме;
- Наличие конечного
продукта;
- Наличие ограничения
по срокам и кратковременный характер мероприятия;
- Простота действий и
одновременно емкость, насыщенность мероприятия;
- Добровольность
участия.
С помощью акции можно быстро,
емко ненавязчиво донести до большого количества родителей нужную идею, привлечь
внимание к проблеме, она позволяет транслировать позитивный ценностный ряд и
ненавязчиво задавать ориентиры. Акции
относятся к технологиям непрямого обучения, когда родители участвуют в
мероприятии добровольно, а цели достигаются за счет того, что они сами
открывают для себя новые знания, делают выводы, присваивают ценности,
включившись в специально организованную деятельность в специальной среде. При
этом родители сами определяют меру своего участия в акции.
Так, в 2015-2016 учебном году в
нашей школе учителями, активно использующими средства информационных технологий,
была запущена акция «Секреты
воспитания», в рамках которой уже прошли следующие мероприятия: «Мой ребенок готов к школе», оформляется онлайн доска «После уроков».
Запланированы самостоятельные Интернет-мероприятия для родителей: квест «У
кого кулак больше», акция «Мостик из
слов», виртуальная гостиная «Мы –классные родители», мастерская интересных
находок для родителей «Чудеса в лукошке». Итогом акции станет разработка и опубликование
методических рекомендаций «Копилка чудес
»для родителей и для педагогов школы.
Наши родители принимают активное
участие в проектной деятельности,
разрабатывая и реализуя семейные мини-проекты;
-
создают презентации, семейные
электронные газеты собственных
семейных ресурсов в
развитии
личности ребенка;
-
при помощи фото
и видеоаппаратуры создают
для детей слайд-шоу
и видеофильмы о
прошедших
мероприятиях.
Благодаря этой акции родители актуализируют
свои потребности общения с детьми, узнают подробнее о причинах и способах решения
трудных ситуаций, возникающих при воспитании, анализируют собственные ошибки
воспитания и находят пути их преодоления, делятся приёмами воспитания, осваивают новые практики взаимодействия с ребенком и
пытаются увидеть своего ребенка с другой стороны.
Таким образом, использование
социальных Интернет-акций в работе с родителями может рассматриваться в
качестве новой эффективной практики повышения родительской компетентности.
У
себя в классах
мы создали такие
условия для взаимодействия с
родителями, которые позволили
нам убрать слово «должны» и мы с
полной уверенностью можем сказать, что
наши родители являются
активными участниками педагогического процесса
не только класса,
но и школы.
Автор Зорич Т,А.
Комментариев нет:
Отправить комментарий