Адаптивная физическая культура






ШКОЛА ДЛЯ КАЖДОГО: АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА-УСПЕШНОСТЬ УЧЕНИКА

   На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из важнейших направлений государственной политики нашей страны в области образования является обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей - инвалидов, на образование.  

   Каждый ребенок - особенный, это, бесспорно. И всё же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности.

  В 2006 году ГУО "Средняя школа № 111 г. Минска" школа приняла своих первых учеников. В школе созданы необходимые условия для качественной организации образовательного процесса: современные учебные кабинеты с медиапространством, кабинеты информационных технологий в старшей и начальной школе, легокабинет, лингафонный кабинет, комната психологической разгрузки, сенсорная комната, кабинет адаптивной физической культуры, спортивные и тренажёрные залы, кабинет социально бытовой  ориентировки, а также работаем над созданием кабинета эрго- и механотерапии.

  С 2013 года школа является ресурсным центром по специальному образованию.

   Каждый ребёнок не зависимо от того, ограничены его возможности или нет, имеет право на серьёзное к себе отношение и уважение. В нашей школе созданы условия безбарьерной среды: удобные подъездные пути и подходы к школе, на улице установлены кнопки вызова вахтёра, пандусы, поручни, есть лифт, туалетные комнаты для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

    Ежегодно в нашу школу приходят дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, на сегодняшний момент их 10, и в специально медицинских группах 67 учащихся. Как правило, учащиеся данной категории имеют вторичные нарушения. А значит, речь идёт о необходимости оказания комплексной помощи учащимся, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, через занятия адаптивной физической культурой.

Адаптивная физическая культура (АФК) – 
это физкультура для людей с отклонениями в состоянии здоровья

Основной целью АФК является максимально возможное развитие жизнеспособности человека с  инвалидностью, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта. Максимальное развитие с помощью средств и методов адаптивной физической культуры жизнеспособности человека, поддержание у него оптимального психофизического состояния представляет каждому человеку с инвалидностью возможности реализовать свои творческие потенции и достичь выдающихся результатов, не только соизмеримых с результатами здоровых людей, но и превышающих их.

    С целью создания оптимальных условий для проведения занятий адаптивной физической культуры и организации оздоровительно – рекреативной деятельности, социальной реабилитации 15 июля 2017 года  на базе нашей школы был открыт кабинет адаптивной физической культуры. 

    Для качественной организации занятий по данному предмету была проведена целенаправленная работа по улучшению материально-технической базы в области комплектования необходимым специальным инвентарём, оборудованием и другими вспомогательными средствами, оптимизация использования имеющегося инвентаря, применения информационных технологий в соответствии с требованиями модернизации образования, формирование эстетики кабинета, а также пополнение кабинета методическими разработками, формирование фонда учебно-наглядных пособий, методической и научно - популярной литературой. Для решения многих задач по восстановительной терапии и реабилитации кабинет разделён на зоны. 

     Зона тренажёров, где размещены 4 кардио тренажёра, стойка для приседаний и стретчер (доска в виде песочных часов). Все тренажёры направлены на развитие двигательных умений и навыков, зрительно-моторной координации, а также укрепления сердечно-сосудистой системы.

Зона тренажёров

 
 
 

Массажная зона и зона отдыха, где проводится сегментарный массаж



Зона отдыха и массажа




 
Зона образовательно-реабилитационная, направленная на развитие способностей произвольного торможения движений, а также понижение мышечного гипертонуса, улучшение двигательной координации, увеличение амплитудных движений в области суставов, на развитие и совершенствование навыков выполнения жизненно необходимых практических движений, коррекцию выполнения основных движений, профилактику вторичных нарушений.








              Зона хранения инвентаря и оборудования в виде шкафа-купе






Зона информационно-техническая, где размещены методические рекомендации для педагогов, законных представителей, разработанные мною картотеки игр и упражнений, литература по ЗОЖ, информативный стенд, сенсомоторный стол и стол песочной терапии, рабочее место педагога. 





















Практика показывает, что если для здоровых людей двигательная активность - обычная потребность, реализуемая повседневно, то для учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (ДЦП) адаптивная физическая культура жизненно необходима, так как она является эффективным средством и методом психической и социальной адаптации. Дефицит двигательной активности становится угрозой их соматическому здоровью и физическому развитию.

    На уроках по АФК используем современные формы, методы, приёмы для проведения образовательно-реабилитационной, оздоровительно-рекреационной работы, STEAM-технологии (занятия адаптивной физической культурой с элементами математики, литературы, физики, art/искусства), межпредметные связи, цифровые и смарт-инструменты (очки виртуальной и дополненной реальности с использованием специальных программ). Разработали цикл конспектов по технике рисования песком и технике sand-art.  Разрабатываются и реализуются  инновационные проекты направленные на развитие сенсорно-перцептивных процессов и психомоторных функций посредством использования серии созданных полифункциональных тренажёров, а также развитие межполушарных связей и коррекцию двигательных дисфункций рук у детей со спастической формой детского церебрального паралича посредством использования созданного мультипараметрийного комплекса для сенсорных секвенций и кабинета эрго- и механотерапии.

  Данный предмет имеет многофункциональную направленность на всестороннее развитие личности человека с ограниченными возможностями здоровья, решение коррекционных, компенсаторных и оздоровительных задач с целью преодоления дефектов физического развития, компенсации недостатков в двигательной сфере.

      Миссия «ШКОЛЫ ДЛЯ КАЖДОГО» состоит в том, чтобы, сохраняя и охраняя индивидуальность учащегося с различной стартовой ситуацией развития, помочь ему разобраться, в чем именно состоит его индивидуальность, к чему он предназначен, определиться в выборе рода деятельности и возможно социального положения, признать самоценность его сегодняшнего этапа жизни и подготовить к новой деятельности в будущем.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий